Научно-исследовательский биологический проект

Руководитель проекта:


1.      Назарова Эльвира Александровна (преподаватель научно-исследовательской школы «Диалог», преподаватель Лицея «Дубна»)

2.      Шахалова Ольга  Викторовна


Участники проекта:


1.       Вяземская Анастасия

2.       Жуков Михаил

3.       Кошлань Диана

4.       Кучмасова Марина

5.       Погорелова Анна

6.       Русакович Артём

7.       Самсонова Маргарита

8.       Соловьёва Анастасия


Цель  проекта:

·         Обучение умению проведения элементарных биологических исследований, овладение методами обработки научной информации, активизация эмоциональных и мыслительных процессов учащихся.

Задачи проекта:

Предполагаемый результат работы проекта:

 

План проекта.

Лекции.

·         «Знакомство с основными психическими функциями человека».

·         «Ощущения и восприятия. Воображение. Закономерности восприятия».

·         «Память. Виды памяти».

·         «Внимание. Виды внимания».

·         «Шоколад: состав, влияние на организм человека»

·         «Влияние ПАВ на организм человека».

Экспериментальная часть.

·         «Влияние природы воды на прорастание семян»

·         «Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука»

·         «Изучение коллективной деятельности муравьёв»

·         «Восприятие пространства с помощью зрения»;

·         «Иллюзии зрительного восприятия»;

·         «Двойственные изображения».

·         «Исследование иллюзий установки»

·         «Выявление объёма кратковременной памяти»,

·         «Образная  память»

·         «Смысловая память».

·          «Исследование эффективности произвольного и непроизвольного запоминания».

·         «Внимание»;

·         «Объём внимания»;

·         «Изучение объёма переключения и распределения внимания»

·         «Исследование опосредственности внимания с помощью методики двойной стимуляции»

·         «Шоколад или шоколадная плитка?»

·         «Изучение качества средств для мытья посуды»

 

Реализация проекта:

Поставленные цели и задачи в ходе проекта были реализованы  в полном объёме.  В рамках проекта проведены биологические эксперименты в области ботаники, зоологии, экологии человека.

Проведено  исследование по выявлению наиболее благоприятной природы воды для прорастания семян. Были  взяты семена огурцов, гороха, овса, которые помещались в разные виды воды: 1 – водопроводная, 2 – Святая, 3 – кипячёная, 4 – питьевая (бутылированная), 5 – фильтрованная. Наблюдения за семенами велись в течении 7 дней. В результате данной работы выяснили, что для семян гороха наиболее благоприятной оказалась питьевая вода, а для семян огурца и овса – водопроводная.

Следующим биологическим экспериментов было изучение коллективной деятельности муравьёв. Для эксперимента был выбран вид муравьёв  Lasius flavus. Этот вид ведёт подземный образ жизни и является удачным для эксперимента. В  результате наблюдения был сделан вывод, что скорость и начало строительства жилища находится в геометрической зависимости от количества муравьёв: чем больше муравьёв, тем раньше начинается и быстрее идёт строительство.

Эксперимент  по влиянию качества пищи на рост и развитие колорадского жука, целью которого было найти вещества растительного происхождения, нарушающие  метаморфоз у личинок колорадского жука. Эксперимент длился 9 дней. В результате выяснили, что наиболее эффективным  средством  для борьбы с колорадским жуком является настойка красного перца, так как жуки там погибли на 4-ый день, когда при другом питании продолжался рост насекомого.

Участниками проекта были исследованы 7 видов шоколада: «Алёнка», «Нестле», «Милка», «Вдохновение», «Альпен Голд», «Слава», «Бабаевский». В  результате проведённых опытов было выявлено, что шоколад «Бабаевский» и «Вдохновение» по  праву могут называться настоящим шоколадом, в нём преобладает тёртое какао, масло – какао, отсутствуют другие растительные жиры. Недалеко от них шоколад «Слава». Затем идёт шоколад «Милка с орехами», «Алёнка», «Нестле» - по праву могут называться молочным шоколадом, в них больше масло – какао и молока. И на последнем месте «Альпен Голд», в нём оказалось большое содержание какао-порошка, также имеется растительный белок, что снижает  ценность продукта, что приближает данный шоколад к шоколадной плитке.

Следующим был эксперимент по оценке качества средств для мытья посуды (по смываемости ПАВ с посуды) и выявлению наиболее безопасного. Для эксперимента было взято 6 различных средств. Исследования  показали,  что после обычного мытья посуды с использованием любого средства на её поверхности остаются следы поверхностно активных веществ, которые оказывают отрицательное влияние на организм человека. После вытирания посуды, удаляется от 20 до 80 процентов ПАВ с поверхности. В результате эксперимента первой место разделили такие средства как «Прил-бальзам» и «Марго», ПАВ входящие в их состав полностью удаляются с поверхности посуды после вытирания полотенцема втором месте такие  средства как «АОС», «Фери» и «Минута» которые удаляются после второго смывания.  На последнем месте оказалось средство «Ушастый нянь», предназначенный для мытья детской посуды с первых дней жизни, ПАВ входящие в его состав удаляются только после  четвёртого смыва.

Кроме биологических экспериментов были изучены такие психические функции человека как память, восприятие и внимание. Участники проекта освоили навыки проведения и анализа методик по изучению психических функций человека, расширили теоретические знания по данной тематики.

При изучении восприятия подробнее остановились на зрительном восприятии и иллюзиях. Были проведены 2 работы по изучению восприятия. Первая работа проводилась среди участников проекта, в результате которой было изучано восприятие пространства с помощью зрения и рассчитан коэффициент развития глазомера. Участники проекта обладают хорошим глазомером. Вторая работа «Исследование иллюзий установки» проводилась среди трёх возрастных групп: 4-7 лет, 8 – 11 лет, 12 – 16 лет. В результате проведённой работы выяснили, что у детей младшего возраста отсутствует опыт, и ожидание определенного  ощущения вследствие чего иллюзия формируется сложнее и разрушается быстрее. У более старших испытуемых часто срабатывает стереотип и ожидание, вследствие чего установка разрушается сложнее.

Следующий изученный психологический процесс - внимание. Было  проведено несколько работ по изучению свойств внимания, таких как объём, переключение и распределение внимания. У всех участников проекта показатели по вниманию средние или выше среднего. Также было проведено «Исследование опосредованности внимания с помощью методики двойной стимуляции» у разных возрастных групп. К сожалению из-за недостаточности испытуемых нам не удалось установить общую закономерность в пользование внешними вспомогательными средствами и выполнении задания. В среднем результаты по всем возрастным группам были одинаковыми, однако у большинства испытуемых вероятнее всего средства являлись внутренними. Нами были выявлены двое испытуемых результаты которых при использовании средств был выше, что говорит о том, что они активно и успешно использовали внешние вспомогательные средства.

В рамках проекта были проведены работы по изучению кратковременной, образной и смысловой памяти. У всех участников проекта показатели были выше среднего и хорошие.  Анализ результатов работы по изучению эффективности произвольного и непроизвольного запоминания с тремя  возрастными группами показал, что у всех возрастных групп  при сравнении непроизвольного и произвольного запоминания лучше развито произвольное, а при сравнении произвольного и пиктографического – пиктографическое, что видно на диаграмме.